ДОП Подготовка дошкольников для поступления в школу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РЕНЕССАНС»
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Дополнительная общеразвивающая программа
«Подготовка дошкольников для поступления в школу»
(срок реализации – 1 год)

Верхняя Салда
2023 год

TIP?IH'ITO

yTBEPXAATO

lleAaroruqecKr4M Coserola

fluperg2op

flpo'roror Ng /?
or <>
,{onomrureJlbHat o6qepasnuBaroqat nporpaMMa  paspa6oraHa Ha ocHoBe , Ha[paBneHHbrx nr4cbMorrr MuuncrepcrBa Kynbryprr Poccuftcrofi (De4epaquu
or 21.1T.2013 J\b 1 9 I -0 1 - .39 I 06-lI'4.

a

I.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .............................................................................................3

II.

Планируемые результаты………………………………………………………......5

III.

Учебный план…………………………………………………………………….....6

IV.

График образовательного процесса………………………………………………..6

V.

Программа творческой, методической деятельности………….............................6

VI.

Требования к условиям реализации программы ……………………………........8

Приложение № 1.
Учебный план.
Приложение № 2.
График образовательного процесса

I.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка дошкольников для
поступления в школу» разработана на основе «Рекомендаций по организации
образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих
программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-.39/06-ГИ.
Общеразвивающая программа «Подготовка дошкольников для поступления в школу»
основывается на следующих принципах:
 комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для
каждого ситуации успеха.
 погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач
достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
 опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание
эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает
естественное повышение работоспособности.
 принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные
особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные условия для их
развития;
 концентрический принцип обучения, т.е. необходимость постоянного возвращения
к пройденному материалу на новом уровне;
 принцип наглядности, через показ педагогом физических упражнений, образный
рассказ и подражание обучающихся;
 принцип доступности – от простого - к сложному;
 принцип систематичности, регулярности занятий с последовательным увеличением
и усложнением техники их выполнения;
 принцип повторения, как способа закрепления пройденного при многократном
выполнении упражнений;
 принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком
строится на доброжелательной и доверительной основе.
Общеразвивающая программа рассчитана на один год обучения для детей 5,6 – 6 лет.
Общеразвивающая программа создает предпосылки для развития творческих
способностей детей в художественной сфере. Комплекс предметов, входящих в учебный
план общеразвивающей программы «Подготовка дошкольников для поступления в
школу» («Музыка», «Ритмика», «Изобразительное искусство»), обеспечивает
гармоничное воспитание детей дошкольного возраста.
Целью данной программы является: создание развивающей среды, способствующей
художественно-эстетическому воспитанию, раскрытию творческого потенциала,
формированию духовно-нравственных качеств, высокой коммуникативной культуры
ребенка.
Задачами программы являются:
 приобретение детьми в процессе освоения разных видов творческой
деятельности (пения, движения под музыку, слушания музыки, рисования,
лепки) положительного эмоционального опыта, умения слушать слышать
музыку, эмоционально откликаться на нее;
 приобретение детьми первого опыта индивидуальной и коллективной
творческой деятельности;
 формирование у детей мотивации к дальнейшему обучению искусству
(музыкальному, театральному, изобразительному);
 воспитание у детей культуры общения;
3




развитие у детей личностных качеств, позволяющих быть успешными в
любой деятельности;
выявление и подготовка одаренных детей к продолжению обучения в
«ДШИ «Ренессанс» по предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области театрального искусства, изобразительного искусства, а
также по общеразвивающим программам в области музыкального искусства.

Содержание программы ориентировано:
 на формирование у обучающихся эстетического отношения к действительности,
потребности общения с духовными ценностями;
 на формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать явления эстетического ряда;
 на воспитание детей в условиях творческой атмосферы, обстановки
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
педагогической требовательности;
 на создание условий, способствующих успешному освоению в дальнейшем
учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности;
 на формирование умения планировать свою домашнюю работу, самостоятельно
контролировать свою учебную деятельность, давать объективную оценку своему
труду;
 на выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в
образовательном процессе;
 на воспитание самоконтроля, необходимого для понимания причин
успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определения наиболее
эффективных способов достижения результата.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)
Программа разработана в целях всестороннего художественно-эстетического
развития и подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в первом классе «ДШИ
«Ренессанс» по программам предпрофессиональной и общеразвивающей направленности.
По окончании учебного года обучающимся выдается документ, форма которого
разрабатывается МАУ ДО «Детская школа искусств «Ренессанс» самостоятельно.
Материально-техническая база МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» соответствует
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Подготовка дошкольников для поступления в школу»
ОУ обеспечено необходимыми учебными аудиториями, специализированными
кабинетами и включает в себя:
-учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Ритмика» оснащены пианино, звукотехническим оборудованием ,музыкальной и
компьютерной техникой);
-учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета
«Музыка» оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью
(досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформленные наглядными
4

пособиями;
- учебная аудитория, предназначенная для занятий по предмету «Изобразительное
искусство», учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами)и
оформляются наглядными пособиями.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 36
недель – реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических
работников направлена на
методическую,
творческую,
культурно
просветительскую работу.
II.

Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы

Программа составлена на основе комплексного, личностно – ориентированного
подходов к образованию. Программа «Подготовка дошкольников для поступления в
школу» выстроена с учетом возрастных и психологических особенностей детей,
направлена на развитие их творческих способностей и эстетического вкуса
Результатом освоения программы «Подготовка дошкольников для поступления в
школу» является:
 учебный предмет «Музыка»
 формирование у обучающегося устойчивого интереса к музыке, ее прослушиванию,
инструментальному и вокальному исполнительству;
 умение воспроизводить голосом музыкальные звуки и простые мелодии в доступном
для детей дошкольного возраста диапазоне;
 развитие музыкальной памяти, позволяющее узнавать и воспроизводить голосом
знакомые мелодии;
 знание основных музыкальных понятий (высота, тембр, длительность звуков, звукоряд,
метр, ритм, темп, динамические оттенки и др.);
 умение определять характер музыки, осмысливать музыкальные события, излагать в
словесной форме их содержание (с опорой на ассоциативные представления);
 знание основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
 проявление себя в различных видах музыкальной деятельности (пении, музыкальноритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, творческих
заданиях);
 формирование навыков выразительного пения.
 учебный предмет «Ритмика»
 умение координировать свои движения;
 умение согласовывать движения со строением музыкального произведения
(начинать и менять движения в соответствии с разделами произведения);
 умение импровизировать с использованием разнообразных движений;
 умение двигаться в темпе исполняемого произведения;
 освоение различных видов ходьбы, бега, прыжков;
 освоение
построения
и
перестроения,
умение
ориентироваться
в пространстве.
 учебный предмет «Изобразительное искусство»
 знание основных видов и жанров изобразительного искусства;
 знание и умение рисовать линии различной формы (прямые, округлые, изогнутые,
волнистые), разнообразные мазки, штрихи, всевозможные цветовые пятна;
 знание трех основных цветов (синий, красный, желтый) и способы получения на их
основе зеленого, оранжевого и фиолетового;
5

 умение смешивать краски, добиваясь нужного цвета;
 понимание профессиональных терминов: контур, пятно, натура, темное-светлое,
строение предмета, тон, свет, тень, собственная и падающая тени, рисование с
натуры, по памяти, по представлению, набросок, зарисовка, форма, пропорции,
художник, иллюстрация, палитра, композиция, линия, силуэт, симметрия асимметрия, акварель, гуашь, линия горизонта.
 умение правильно держать и пользоваться карандашом, кистью, палитрой,
бумагой, красками; использовать различный нажим карандаша, разведение краски
водой (в гуаши – белилами);
 умение преодолевать тенденции к мелкому изображению, скомпановать на листе
изображение крупным.
III.
Учебный план
Срок освоения программы «Подготовка дошкольников для поступления в школу»
для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте 5,6 - 6 лет, составляет 1
год.
Занятия проводятся в рамках отведенного учебным планом времени. Обучение
осуществляется в виде групповых занятий.
Форма занятий: урок.
Режим занятий: продолжительность урока 25 минут с перерывами между уроками –
5 минут. Количественный состав групп от 5 до 12 человек. Учебные планы разработаны
МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» самостоятельно. Они разработаны с учетом графика
образовательного процесса по реализуемым образовательным программам и срокам
обучения в МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» (Приложение 1).
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка
дошкольников для поступления в школу» (срок обучения 1 год) общий объем аудиторной
учебной нагрузки составляет 108 часов.
Ожидаемые результаты.
 Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья
дошкольников, улучшение физического развития.
 Развитие творческих способностей.
 Создание положительного эмоционального фона во время занятий с детьми.
Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.
 Создать предпосылки для дальнейшего совершенствования художественного
воспитания.
 Обогащение словаря детей.
В конце каждого учебного года проводятся итоговые открытые уроки по каждому
учебному предмету.
IV.
График образовательного процесса
График образовательного процесса определяет его организацию и отражает:
срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;
бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на
аудиторные занятия.
График образовательного процесса разрабатывается и утверждается МАУ ДО
«ДШИ «Ренессанс» в соответствии со сроками обучения. Учебный год начинается 1
сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса. С
целью обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности при
реализации общеразвивающей программы устанавливаются общие временные сроки по
продолжительности учебного года:
продолжительность учебных занятий 36 недель;
6

График образовательного процесса (Приложение 2)
V.
Программа творческой, методической деятельности
Направления реализации программы творческой, методической деятельности:
учебная деятельность;
методическая работа;
повышение квалификации педагогического и административного состава;
Реализация программы творческой, методической деятельности должна
положительно отразиться на повышении качества учебно-воспитательного процесса,
повышении уровня мотивации обучающихся к образованию, способствовать
формированию устойчивой потребности обучающихся к художественному творчеству, к
общению с искусством. За годы обучения в школе у обучающихся сформировано чувство
уверенности в достижении положительного результата.
Программа методической деятельности
Методическая работа – основной вид образовательной деятельности,
представляющий
собой совокупность мероприятий проводимых администрацией
школы, преподавателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной
работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых
наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и
обеспечения образовательного процесса.
Цель методической работы – создание единого образовательного пространства,
обеспечивающего «сквозное» решение педагогических задач и индивидуализирующее
образовательный путь обучающегося в условиях обучения по общеразвивающим программам.
Задачи:
обеспечение
качественных
изменений
в
ДШИ
и
содержании
методической работы;
- предоставление каждому участнику образовательного процесса возможности
самоутверждения в наиболее значимых для него сферах, обеспечение личного роста;
повышение
педагогического
мастерства,
распространение,
обобщение
и внедрение передового педагогического опыта;
- повышение педагогической квалификации работников;
формирование
у
преподавателей
потребности
к
занятию
самообразованием
через
участие
в
творческих
группах,
аттестацию,
проведение творческих отчетов, открытых уроков;
- повышение качества образования посредством использования в работе новых
информационных, музыкально –педагогических технологий;
- создание условий для раскрытия способностей и творческого потенциала обучающихся;
- оптимизация форм распространения опыта школы (публикации, презентации, СМИ и
т.д.);
Основные направления:
1 направление – аналитическое, с целью подготовки педагогического коллектива к
эффективной деятельности, включает в себя:
- изучение потребностей педагогических кадров в повышении квалификации;
- анализ
информации о результатах диагностических и мониторинговых исследований
учебно-воспитательного процесса;
- анализ эффективности повышения квалификации педагогов.
2 направление – организационно-педагогическое, направлено на обеспечение
непрерывности
профессионального образования преподавателей, состоящее из
следующих компонентов:
- планирование и проведение методических мероприятий на школьном, территориальном
уровнях;
- организация и координация работы методического совета;
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно7

методической, методической и др.);
- организация взаимодействия с ССУЗами, ВУЗами;
3 направление–учебно - методическое, направленное на методическое сопровождение
деятельности преподавателей по созданию условий эффективной педагогической
деятельности:
- прогнозирование;
- выявление и распространение образцов педагогической деятельности;
- составление учебных, учебно-тематических планов и программ по предметам;
- участие в аттестации педагогических работников.
Вся методическая работа ДШИ ведется по планам
и
направлена
на
качественное
обеспечение
образовательного процесса и успешную его реализацию, а
также на повышение квалификации и профессионализма преподавателей.
Профессиональное развитие и повышение квалификации
педагогических работников.
Основным условием формирования и наращивания необходимого и
достаточного
кадрового
потенциала
ДШИ
является
обеспечение
в
соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности
системы
непрерывного
педагогического
образования
происходящим
изменениям
в
системе
образования
в
целом.
Непрерывность
профессионального развития педагогических работников обеспечивается прохождение
курсов повышения квалификации в объеме не менее 32 -х часов, не реже чем один раз в
три года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Обеспечение непрерывности профессионального роста преподавателей, состоит из
следующих компонентов:
- планирование и проведение методических мероприятий на школьном,
территориальном уровнях;
- участие в областных, всероссийских семинарах и конференциях;
- организация и координация работы Методического совета;
- организация наставнической деятельности;
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой,
научно-методической, методической и др.);
- аттестация педагогических работников;
- творческая деятельность преподавателей.
Прогнозируемый результат
Создание в ДШИ ситуации успеха для развития способностей каждого
обучающегося, условий для непрерывного повышения уровня профессиональной
компетентности преподавателей и совершенствования их творческой и педагогической
деятельности. Внедрение новых образовательных технологий, в том числе развивающих,
здоровьесберегающих, информационных приведут к обновлению содержания образования
и технологии обучения в условиях современного социального заказа, повысят качество
образования и авторитет школы.
VI. Требования к условиям реализации программы
Материально - технические условия ДШИ обеспечивает возможность достижения
обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой.
Материально - техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. В школе соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта. Минимально необходимый для реализации общеразвивающей
программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально технического обеспечения соответствует профилю общеразвивающей программы.
Условия, созданные в МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» для реализации
общеразвивающей программы:
8

Средства обучения
- материальные: наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными
станками, ковриками; качественное освещение в дневное и вечернее время; костюмы для
концертных номеров; музыкальные инструменты (фортепиано); музыкальная аппаратура.
 наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, настенные
иллюстрации;
 аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

9

Приложение 1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по общеразвивающей программе
«Подготовка дошкольников для поступления в школу»
срок реализации программы
1 год

г. Верхняя Салда

№
п/п

1.

1.1
1.2
1.3

Наименование предметной
области/учебного предмета

Годы обучения (классы),
количество аудиторных часов в
неделю

Учебные предметы
художественно-творческой
подготовки:
музыка
ритмика
изобразительное искусство
Всего:

I
1

Промежуточная
и итоговая
аттестация
(годы обучения)
(открытые
уроки для
родителей)
II
1

1
1
1
3

I
I
I
3

Примечания:
1. Аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и мелкогрупповые
занятия).
2. Количество обучающихся при групповой форме занятий – от 11 человек,
мелкогрупповой форме – от 4-х до 10 человек.
3. Продолжительность
академического
часа
устанавливается
уставом
образовательной организации и составляет 25 минут.
4. По окончании освоения общеразвивающей программы «Подготовка дошкольников
для поступления в школу» выпускникам выдаётся документ, форма которого
разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

Платные
дополнительные
образовательные
услуги

Учебное время
Каникулы

20 неделя

19 неделя

18 неделя

17 неделя

16 неделя

15 неделя

14 неделя

13 неделя

12 неделя

11 неделя

10 неделя

I полугодие

9 неделя

8 неделя

7 неделя

6 неделя

5 неделя

4 неделя

3 неделя

2 неделя

1 неделя

16 неделя

15 неделя

14 неделя

13 неделя

12 неделя

11 неделя

10 неделя

9 неделя

8 неделя

7 неделя

6 неделя

5 неделя

4 неделя

3 неделя

2 неделя

1 неделя

Приложение 2

График образовательного процесса МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» для обучающихся
по платным дополнительным образовательным услугам:
«Подготовка дошкольников для поступления в школу»
(срок реализации программы – 1 год)
II полугодие

TIP?IH'ITO

yTBEPXAATO

lleAaroruqecKr4M Coserola

fluperg2op

flpo'roror Ng /?
or <>
,{onomrureJlbHat o6qepasnuBaroqat nporpaMMa  paspa6oraHa Ha ocHoBe , Ha[paBneHHbrx nr4cbMorrr MuuncrepcrBa Kynbryprr Poccuftcrofi (De4epaquu
or 21.1T.2013 J\b 1 9 I -0 1 - .39 I 06-lI'4.

a


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».