Доп Основы театрального искусства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «РЕНЕССАНС»
ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Дополнительная общеразвивающая программа
«Основы театрального искусства»
(срок реализации – 3 года)

Верхняя Салда
2023 год

IIPI4H'TO
fleaarorz.recKl,IM Coeeror,r

!?

flporo5g4
"r"'Z'V':'-r Nn '
ac
Q
or <
paspa6orana Ha ocHose ((PeKoMeuAar&fi no opraHr,r3arluu o6pasonarelurofi r,t MeroArrrecxofi

npll

peanll3arluu o6rqepasnuBalorlax nporpaMM s o6racru r4cKyccrB)),
HanpaBneHHblx nncbMou MnnncrepcrBa KynETypbr Poccuftcrofi @e4epaqulr or 21.11.2013 Ns
19r-01-39t06-fvI.

AetreJlbHocrl4

a

СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка .........................................................................................................3
II. Минимум содержания……………………………………………………………………..5
III. Планируемые результаты……………………………………………………….................5
IV. Учебный план……………………………………………………………………................8
V. График образовательного процесса……………………………………………………….9
VI. Система и критерии оценок………………………………………………………………..9
VII.

Программа творческой, методической и культурно - просветительской
деятельности…………..................................................................................................16

VIII.

Требования к условиям реализации программы ……………………………............19

Приложение № 1.
Учебный план.
Приложение № 2.
График образовательного процесса.

I. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Основы театрального искусства»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №
191-01-.39/06-ГИ.
Общеразвивающие программа разработана с учетом интересов обучающихся,
которая способствуют эстетическому воспитанию обучающихся, привлечению наибольшего
количества детей к художественному образованию.
Общеразвивающая программа «Основы театрального искусства» основывается на
следующих принципах:


принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и
духовно-нравственное самоопределение обучающегося, а также воспитания
творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в
условиях быстро меняющегося мира;



принцип вариативности образования для различных возрастных категорий детей и
молодежи, обеспечивающего индивидуальную траекторию развития личности;



принцип свободного выбора, обеспечивающего возможность выбора предмета в
зависимости от способностей и мотивации обучающегося;



принцип творческой самореализации направленный на создание условий для
выявления одаренности и дальнейшего творческого самоопределения.

Общеразвивающая программа «Основы театрального искусства» ориентирована на:
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и
принимать духовные и культурные ценности разных народов;
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и
потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать
культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
а
также
профессиональной
требовательности;
 выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации, умению
планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за
своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и
учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и
художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха
3

собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов
достижения результата.
Для реализации общеразвивающей программы «Основы театрального искусства»
образовательное учреждение обеспечено необ-ходимыми учебными аудиториями,
специализированными кабинетами и включает в себя:
- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием
(пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной
техникой);
- хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками,
зеркалами, пианино;
- библиотеку,
- помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий;
- учебную аудиторию (или зал) со специальным напольным покрытием, ширмами, звуковой
и видеоаппаратурой для занятий по учебным предметам «Театральные игры», «Основы
мастерства актера»;
- костюмерную.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание
музыки и музыкальная грамота», «Беседы об искусстве» оснащены пианино,
звукотехническим оборудованием, видеоаппаратурой, учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами).
В МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» созданы условия для содержания, своевременного
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита, приобретения
(пошива) костюмов.
Реализация
общеразвивающей программы
«Основы театрального искусства»
обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам
фонотеки, аудио- и
видеозаписей,
формируемым
по
полному
перечню
учебных
предметов учебного плана.
Программой предусматривается возможность работы с обучающимися в
дистанционном формате на время отсутствия обучающегося или преподавателя на
стационаре (по причине пандемии, болезни, ремонтных работ в помещении, командировки
преподавателя и т.д.).
Программа «Основы театрального искусства» включает в себя следующие предметы:
Учебные предметы исполнительской подготовки:
 «Театральные игры»
 «Художественное слово»
 «Основы актерского мастерства»
 «Танец»
 «Вокальный ансамбль»
Учебные предметы в области теории и истории искусств:
 «Слушание музыки и музыкальная грамота»
 «Беседы об искусстве»
4

Все предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей
ребенка, умения видеть и творить прекрасное. По окончании освоения общеразвивающей
программы «Основы театрального искусства» выпускникам выдается документ, форма
которого разрабатывается МАУ ДО «Детская школа искусств «Ренессанс» самостоятельно.
Срок освоения общеразвивающей программы «Основы актерского мастерства» для
детей, поступивших в первый класс в возрасте 6,6 – 9 лет, составляет 3 года.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34-35
недель – реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических
работников направлена
на методическую, творческую, культурно-просветительскую
работу.

II. Минимум содержания дополнительной общеразвивающей программы
«Основы актерского мастерства»
Минимум содержания данной программы обеспечивает развитие самореализации
подрастающего поколения интеллектуальных и творческих способностей ребенка, его
личностных и духовных качеств. Дополнительная общеразвивающая программа «Основы
актерского мастерства» реализуется посредством:
личностно-ориентированного
образования,
обеспечивающего
творческое
и
духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной
личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося
мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития
личности.
При реализации данной общеразвивающей программы МАУ ДО «Детская школа
искусств» устанавливает самостоятельно:
- планируемые результаты освоения образовательной программы;
- график образовательного процесса;
- содержание и форму промежуточной и итоговой аттестации;
- систему и критерии оценок.
III. Планируемые результаты освоения обучающимися
образовательной программы
Программа составлена на основе комплексного, личностно – ориентированного
подходов к образованию. Программа «Основы актерского мастерства» выстроена с учетом
возрастных и психологических особенностей детей, направлена на развитие их творческих
способностей и эстетического вкуса.
Цель общеразвивающей образовательной «Основы актерского мастерства»:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития обучающихся.
Задачи:
- формирование духовно - нравственных ценностей, формирование общей культуры,
художественно - эстетического вкуса;
- расширение культурного кругозора обучающихся;
5

- формирование и развитие исполнительских навыков актерского мастерства и
ансамблевого пения;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- развитие интеллекта, мышления, эстетических вкусов и художественной инициативы, а
также решение задач формирования общей культуры личности и ее адаптации в жизни
общества.
Минимум содержания общеразвивающей программы «Основы актерского
мастерства» обеспечивает развитие значимых для образования, социализации,
самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Качество реализации общеразвивающей программы «Основы актерского мастерства»
обеспечивается за счет:
 доступности,
 открытости,
 привлекательности для обучающихся и их родителей (законных представителей)
содержания общеразвивающей программы;
 наличия комфортной развивающей образовательной среды;
 наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю
преподаваемого учебного предмета.
Результатом освоения программы «Основы актерского мастерства» по учебным
предметам исполнительской подготовки является приобретение обучающимися следующих
знаний, умений и навыков:

Театральные игры:
 знание видов и типов игр;
 знание основных приемов и средств воплощения игровой ситуации;
 умение объяснять правила проведения игры;
 умение координировать свои действия с участниками игры;
 навыки коллективного творчества при реализации события в игровом
задании;
 навыки владения голосом, средствами пластической выразительности при
создании игрового образа;
 навыки координации движений.





Художественное слово:
знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;
знание строения артикуляционного аппарата;
знание основных норм литературного произношения текста;
знание основ фонетики и орфоэпии русского языка;
6









умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями
театрального исполнительства;
умение работать с литературным текстом;
навыки владения выразительными средствами устной речи;
умение применить
полученные
знания по современному литературному
произношению в бытовой речи и в условиях сценической практики;
умение проводить разбор стихотворного и прозаического произведения методом:
идейно-тематического содержания, авторского и личного отношения к поставленной
проблематике, сознательного отношения к выразительным особенностям стиля
автора;
умение самостоятельно подбирать определённую речевую характерность и
речевой темпо-ритм для исполнения роли в спектакле.

Основы актерского мастерства:
 знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии,
драмы;
 знание профессиональной терминологии;
 знание основ техники безопасности при работе на сцене;
 умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с
созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в
концертном номере;
 умение работать над ролью под руководством преподавателя;
 умение использовать полученные знания в создании характера сценического образа;
 умение выполнять элементы актерского тренинга;
 первичные навыки по сочинению небольших этюдов на заданную тему;
 навыки репетиционно-концертной работы;
 навыки по использованию театрального реквизита;
 первичные навыки по анализу собственного исполнительского опыта.









Танец:
знание основной терминологии в области хореографического искусства;
знание элементов и основных комбинаций классического и народного сценического
танцев;
знание средств художественной выразительности при создании образа в
танцевальном жанре;
знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных
выразительных средств;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического и
народного сценического танцев;
умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;
навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей
7











Вокальный ансамбль:
знать элементарные сведения о строении голосового аппарата;
знать правила охраны и гигиена своего голоса;
знать основные правила орфоэпии;
уметь брать дыхание между фразами;
петь мягким, легким, без напряжения звуком;
владеть мягкой атакой звука;
уметь активно артикулировать;
выделять логические ударения во фразах;
владеть навыками певческого дыхания, атаки звука, артикуляции и четкой дикции.

Результатом освоения программы «Основы актерского мастерства» по учебным
предметам в области теории и истории искусств является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
Слушание музыки и музыкальная грамота:
 знание специфики музыки как вида искусства;
 знание музыкальной терминологии, актуальной для театрального искусства;
 первичные знания в области музыкального искусства (основные понятия,
связанные с метром, ритмом, темпом, динамикой, ладовой системой,
музыкальными жанрами, строением музыкальных произведений);
 умение воспринимать музыкальные произведения, анализировать их
строение, определять художественно-образные и жанровые особенности;
 умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для
театрального искусства;
 умение различать тембры музыкальных инструментов;
 умение запоминать и воспроизводить мелодику несложных музыкальных
произведений;
 первичные навыки по проведению сравнительного анализа музыкальных и
театральных произведений в рамках основных эстетических и стилевых направлений в
области театрального и музыкального искусства.
Беседы об искусстве:
 первичные знания об особенностях использования выразительных средств в
области театрального, музыкального и изобразительного искусства;
 знание произведений в области театрального, музыкального и
изобразительного искусства;
 навыки
эмоционально-образного
восприятия
произведений
театрального,
музыкального и изобразительного искусства;
 навыки самостоятельной творческой работы в области музыкального и
изобразительного искусства.
IV. Учебный план
Срок освоения программы «Основы актерского мастерства» для детей, поступивших в
образовательное учреждение в первый класс в возрасте 6,6 – 9 лет, составляет 3 года.
8

Занятия проводятся в рамках отведенного учебным планом времени. Обучение
осуществляется в виде групповых, мелкогрупповых занятий.
Форма занятий: урок,
концертное выступление, контрольный урок,
дифференцированный зачет.
Режим занятий:
Продолжительность урока 40 минут с перерывами между уроками - 10 минут.
Количественный состав групп от 5 до 12 человек. Учебные планы разработаны МАУ ДО
«ДШИ «Ренессанс» самостоятельно. Они разработаны с учетом графика образовательного
процесса по реализуемым образовательным программам и срокам обучения в МАУ ДО
«ДШИ «Ренессанс». Учебные планы определяют перечень, последовательность изучения
учебных предметов по учебным полугодиям, формы промежуточной и итоговой аттестации,
объем часов по каждому учебному предмету. В учебных планах, предусматриваются
разделы – промежуточная и итоговая аттестация. Предметные области образовательных
программ состоят из учебных предметов (Приложение 1)
Основанием для зачисления в группу является интерес к театральному искусству. В
конце 3 года проходит итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета по всем
предметам. Оценки, полученные по результатам итоговой аттестации заносится в документ
об освоении образовательной программы.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Основы актерского
мастерства» (срок обучения 3 года) общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет
521 часов(1 класс – 136 часов в год, 2 класс - 175 часов в год, 3 класс – 210 часов в год)).
Текущий контроль успеваемости обучающихся, промежуточная и итоговая аттестация
проходит в рамках аудиторных часов, предусмотренных на каждый учебный предмет.
V. График образовательного процесса
График образовательного процесса определяет его организацию и отражает:
срок реализации дополнительной общеразвивающей программы;
бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на
аудиторные занятия и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, а также сводные
данные по бюджету времени.
График образовательного процесса разрабатывается и утверждается МАУ ДО «ДШИ
«Ренессанс» в соответствии со сроками обучения. Учебный год начинается 1 сентября и
заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса. С целью
обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности при
реализации общеразвивающей программы устанавливаются общие временные сроки по
продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа:
продолжительность учебного года в объеме 39 недель (для 1 класса), 40 недель (для 2 – 3
классов);
продолжительность учебных занятий 34 недели (для 1 класса), 35 недель (для 2-3 классов);
в течение учебного года продолжительность каникул не менее 4-х недель
График образовательного процесса (Приложение 2)

9

VI. Система и критерии оценок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Основы актерского мастерства»
Оценочная деятельность преподавателя - один из важнейших аспектов
педагогического труда. Организация и совершенствование любого вида деятельности, в том
числе учебно-познавательной, без оценки невозможна, так как оценка является одним из ее
компонентов,
ее
регулятором
показателем
результативности
и
социальной
востребованности этой деятельности. Вместе с тем подходы к оценке, ее критерии четко
определены, поэтому оценка выполняет все свои основные функции, в том числе и
формирования самооценки как основы саморегуляции и внутренней мотивации. Достаточно
высокий уровень обучения в школе, а также индивидуальная форма обучения и воспитания
требуют от преподавателя не только дифференцированного, индивидуального подхода к
оценке, но и соблюдения и выполнения определенных профессиональных норм и
требований к подготовке учеников.
Текущий контроль успеваемости обучающихся, промежуточная и итоговая аттестация
проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В качестве
средств текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся используются дифференцированные зачёты, академические концерты,
показы. МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» разработаны критерии оценок промежуточной и
итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие
типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и
утверждаются учреждением самостоятельно.
Оценка качества освоения учебных предметов включает в себя текущий контроль
успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года
обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные
уроки, показы. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в
форме дифференцированных зачетов на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
При промежуточной аттестации устанавливается десятибалльная система оценок:
10 (отлично «+»), 9 (отлично), 8 (отлично «-»), 7(хорошо «+»),6 (хорошо), 5 (хорошо
«-»), 4 (удовлетворительно «+»), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Критерии
оценок разработаны образовательным учреждением.
Критерии оценки промежуточной аттестации («Театральные игры»,
«Основы актерского мастерства», «Художественное слово»)
Оценка
Критерии оценивания
По всем критериям и показателям
10 (отлично «+»)
творческий подход при выполнении
заданий признан исключительным.
9 (отлично)
Артистизм. Грамотное усвоение материала,
развитие
фантазии
и
воображения,
грамотное овладение мышцами своего
10

8 (отлично «–»)

7 (хорошо «+»)

6 (хорошо)

5 (хорошо «–»)

4 (удовлетворительно «+»)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

тела и навыками координации движений.
Грамотное усвоение материала, развитие
фантазии и воображения, грамотное
овладение мышцами своего тела и
навыками
координации
движений
(возможны небольшие отклонения).
Обучающийся на достаточно высоком
уровне
демонстрирует
усвоение
материала,
развитие
фантазии
и
воображения,
грамотное
овладение
мышцами своего тела и навыками
координации движений, но имеется 1-2
неточности в исполнении.
Обучающийся на достаточно высоком
уровне
демонстрирует
усвоение
материала,
развитие
фантазии
и
воображения,
грамотное
овладение
мышцами своего тела и навыками
координации движений, имеется 2-3
неточности в исполнении.
Обучающийся проявляет старание и
интерес к занятиям, на достаточном уровне
владеет
своим
телом,
фантазией,
воображением, но имеются 3-4 неточности
в исполнении.
Знание учащимся содержания пройденного
материала, но недостаточно осмысленное
и маловыразительное исполнение.
Недостаточно
осознанное
и
невыразительное выполнение заданий с
большим
количеством
неточностей
(ошибок).
Результат работ обучающегося полностью
не соответствует данным критериям и
показателям.

Критерии оценки промежуточной аттестации
(«Танец»)
Оценка
Критерии оценивания
10 (отлично «+»)
По всем критериям и показателям исполнение
танцевальных этюдов и комбинаций признано
исключительным.
9 (отлично)
Артистизм. Грамотное овладение первоначальными
11

8 (отлично «-»)

7 (хорошо «+»)

6 (хорошо)

5 (хорошо «-»)

4 (удовлетворительно «+»)
3 (удовлетворительно)
2 (удовлетворительно «-»)

1 (неудовлетворительно)

танцевальноисполнительскими
навыками
координации движений, музыкально – выразительное
исполнение комбинаций и этюдов, отвечающее
программным требованиям.
Грамотное
овладение
первоначальными
танцевально-исполнительскими навыками координации
движений, музыкально – выразительное исполнение
комбинаций и этюдов, отвечающее программным
требованиям. (возможны небольшие отклонения).
Обучающийся на достаточно высоком уровне
демонстрирует овладение элементарными танцевально
– исполнительскими навыками координации движений,
владеет пластикой тела, творчески походит к
выполнению заданий, но имеются 1(2) неточности в
исполнении.
Обучающийся на достаточно высоком уровне
демонстрирует овладение элементарными танцевально исполнительскими навыками, владеет пластикой тела,
проявляет старание и интерес занятиям, имеются 2(3)
неточности в техническом и музыкально
–
выразительном исполнении.
Обучающийся проявляет старание и интерес к
занятиям, на достаточном уровне владеет пластикой
тела и танцевальной координацией движений, но
имеются 3(4) неточности в техническом и музыкально –
выразительном исполнении.
Знание обучающимся содержания танцевальных
комбинаций и этюдов, но недостаточно осмысленное и
маловыразительное исполнение.
Недостаточно
осознанное
и
невыразительное
выполнение танцевальных комбинаций и этюдов с
большим количеством неточностей(ошибок).
Танцевальные комбинации и этюды недостаточно
проучены. Слабая техническая и музыкально –
выразительная подготовка, неумение анализировать
своё исполнение, что является следствием плохой
посещаемости аудиторных занятий.
Результат работы обучающегося полностью не
соответствует данным критериям и показателям.

Критерии оценки промежуточной аттестации
(«Вокальный ансамбль»)
Оценка
Критерии оценивания
10 (отлично «+»)
Стремление и трудоспособность обучающегося,
направленные к достижению профессиональных
12

9 (отлично)

8 (отлично «-»)

7(хорошо «+»)

6 (хорошо)

5 (хорошо «-»)

4 (удовлетворительно «+»)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

навыков, полная самоотдача на занятиях, грамотное
выполнение домашних заданий, работа над собой.
Качественное выполнение заданий повышенной
сложности
Стремление
и
трудоспособность
ученика,
направленные к достижению профессиональных
навыков, полная самоотдача на занятиях, грамотное
выполнение домашних заданий, работа над собой
Стремление и трудоспособность обучающегося,
направленные к достижению профессиональных
навыков, полная самоотдача на занятиях, грамотное
выполнение домашних заданий, работа над собой,
небольшие помарки допущенные при выполнении
учебной работы
Четкое понимание развития обучающегося в том или
ином направлении, видимый прогресс в достижении
поставленных задач, но пока не реализованных в
полной мере, но с тенденцией к улучшению
результатов работы.
Четкое понимание развития обучающегося в том или
ином направлении, видимый прогресс в достижении
поставленных задач, но пока не реализованных в
полной мере
Четкое понимание развития обучающимся в том или
ином направлении, видимый прогресс в достижении
поставленных задач, но пока не реализованных в
полной мере, обучающийся недостаточно работает над
собой
Обучающийся недостаточно работает над собой, на в
полном объеме выполняет домашнюю работу. В
результате чего видны значительные недочеты и
неточности в учебной работе, но просматривается
тенденция к улучшению результатов работы
Обучающийся недостаточно работает над собой, не в
полном объеме выполняет домашнюю работу. В
результате чего видны значительные недочеты и
неточности в учебной работе на сценической
площадке.
Случай, связанный либо с отсутствием возможности
развития актерской природы, либо с постоянными
пропусками занятий и игнорированием выполнения
домашней работы.

13

Критерии оценки промежуточной аттестации
(«Слушание музыки и музыкальная грамота»)
Оценка
Критерии оценивания
10 (отлично «+»)
Полный ответ, отвечающий всем требованиям на
данном этапе обучения, дополненный самостоятельно
изученной учащимися информацией.
9 (отлично)
Полный ответ, отвечающий всем требованиям на
данном этапе обучения, быстрый темп выполнения
задания.
8 (отлично «-»)
Задание выполнено правильно, но обучающимися
допущена 1 ошибка в выполнении тестирования
7(хорошо «+»)
Достаточно высокий уровень выполнения задания, но
есть неточности, допущены 2 ошибки в выполнении
тестирования
6 (хорошо)
Работа выполнена в достаточном объеме, но допущены
2 ошибки в выполнении тестирования и 1 ошибка в
музыкальной викторине
5 (хорошо «-»)
Работа выполнена на достаточном уровне с 3
ошибками в выполнении тестирования, и 1 ошибкой в
музыкальной викторине
4 (удовлетворительно «+»)
Работа выполнена, но с 3 ошибками в выполнении
тестирования и 2 ошибками в музыкальной викторине.
3 (удовлетворительно)
Работа выполнена наполовину. Учащимися допущены 3
ошибками в выполнении тестирования и 3 ошибками в
музыкальной викторине.
2 (удовлетворительно «-»)
Работа
вызывает
затруднения.
Обучающимися
выполнено только 2/3 заданий тестирования, 1- 2
ответа в музыкальной викторине.
1 (неудовлетворительно)
Обучающимися задание не выполнено.

Оценка
10 (отлично «+»)
9 (отлично)
8 (отлично «-»)

7(хорошо «+»)

Критерии оценки промежуточной аттестации
(«Беседы об искусстве»)
Критерии оценивания
По всем критериям и показателям работа признана
исключительной
По всем критериям и показателям работа полностью
удовлетворяет планируемому результату
По
всем
критериям
и
показателям
работа
удовлетворяет планируемому результату (возможны не
большие отклонения)
Не по всем критериям и показателям, но по
14

основным-работа
удовлетворяет
планируемому
результату (обучающимся допущены 1-2 отклонения в
показателях к критериям)
6 (хорошо)
В основном, по части критериев, работа удовлетворяет
планируемому результату (обучающимся допущены 2-3
отклонения в показателях к критериям)
5 (хорошо «-»)
Работа
частично
удовлетворяет
планируемому
результату (обучающимся допущены 3-4 отклонения в
показателях к критериям)
4 (удовлетворительно «+»)
Работа не завершена и имеет недочеты по основным
критериям и показателям
3 (удовлетворительно)
Работа выполнена на половину
2 (удовлетворительно «-»)
Работа выполнена меньше, чем на половину, результат
работы не соответствует большинству критериев
1 (неудовлетворительно)
Работа не выполнена, результат работы полностью не
соответствует данным критериям
Итоговая аттестация по всем предметам проводится в форме дифференцированного
зачета. Обучающимся выставляются оценки по 5-балльной шкале, которые заносятся в
документ об окончании образовательного учреждения.
Критерии оценки итоговой аттестации
(«Театральные игры», «Основы актерского мастерства», «Художественное слово»)
Оценка
Критерии оценивания
5 (отлично)
Артистизм. Грамотное усвоение материала,
развитие
фантазии
и
воображения,
грамотное овладение мышцами своего
тела и навыками координации движений.
4 (хорошо)
Обучающийся на достаточно высоком
уровне
демонстрирует
усвоение
материала,
развитие
фантазии
и
воображения,
грамотное
овладение
мышцами своего тела и навыками
координации движений, имеется 2-3
неточности в исполнении.
3 (удовлетворительно)
Недостаточно
осознанное
и
невыразительное выполнение заданий с
большим
количеством
неточностей
(ошибок).
2 (неудовлетворительно)
Результат работ обучающегося полностью
не соответствует данным критериям и
показателям.
Критерии оценки итоговой аттестации
(«Танец»)
15

Оценка
5 («отлично»)

Критерии оценивания
Артистизм. Грамотное овладение первоначальными
танцевально-исполнительскими
навыками
координации движений, музыкально-выразительное
исполнение комбинаций и этюдов, отвечающее
программным требованиям.
Обучающийся на достаточно высоком уровне
демонстрирует
овладение
элементарными
танцевально-исполнительскими навыками, владеет
пластикой тела, проявляет старание и интерес к
занятиям, имеются 2(3) неточности в техническом и
музыкально-выразительном исполнении.

4 («хорошо»)

3 («удовлетворительно»)

2 («неудовлетворительно»)

Танцевальные комбинации и этюды недостаточно
проучены.
Слабая
техническая
и
музыкально-выразительная подготовка, неумение
анализировать свое исполнение, что является
следствием плохой посещаемости аудиторных
занятий.
Результат работы обучающегося полностью не
соответствует данным критериям и показателям.

Критерии оценки итоговой аттестации
(«Вокальный ансамбль»)
Оценка
Критерии оценивания
5 (отлично)
Стремление и трудоспособность обучающегося,
направленные к достижению профессиональных
навыков, полная самоотдача на занятиях, грамотное
выполнение домашних заданий, работа над собой
4 (хорошо)
Четкое понимание развития обучающегося в том или
ином направлении, видимый прогресс в достижении
поставленных задач, но пока не реализованных в
полной мере
3 (удовлетворительно)
Обучающийся недостаточно работает над собой, не в
полном объеме выполняет домашнюю работу. В
результате чего видны значительные недочеты и
неточности в учебной работе на сценической
площадке.
2 (неудовлетворительно)
Случай, связанный либо с отсутствием возможности
развития актерской природы, либо с постоянными
пропусками занятий и игнорированием выполнения
домашней работы.
Критерии оценки итоговой аттестации
16

(«Слушание музыки и музыкальная грамота»)
Оценка
Критерии оценивания
5 («отлично»)
Полный ответ, отвечающий всем требованиям на
данном этапе обучения
4 («хорошо»)
Оценка отражает ответ с небольшими недочетами
3 («удовлетворительно»)
Ответ с большим количеством недочетов, а именно: не
раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении
теоретического материала
2(«неудовлетворительно»)
Комплекс недостатков, являющийся следствием
отсутствия домашней подготовки, а также плохой
посещаемости аудиторных занятий
Критерии оценки итоговой аттестации
(«Беседы об искусстве»)
Оценка
Критерии оценивания
5 («отлично»)
По всем критериям и показателям работа признана
исключительной.
4 («хорошо»)
По всем критериям и показателям работа полностью
удовлетворяет планируемому результату.
3 («удовлетворительно»)
По всем критериям и показателям работа
удовлетворяет планируемому результату (возможны
не большие отклонения).
2(«неудовлетворительно»)
не по всем критериям и показателям, но по основным
- работа удовлетворяет планируемому результату
(обучающимся
допущены
1-2
отклонения
в
показателях к критериям).
VII. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности
Направления
реализации
программы
творческой,
методической
и
концертно-просветительской деятельности:
учебная деятельность;
методическая работа;
повышение квалификации педагогического и административного состава;
концертно-просветительская и внеклассно-воспитательная деятельность.
Реализация программы творческой, методической и концертно-просветительской
деятельности
должна
положительно
отразиться
на
повышении
качества
учебно-воспитательного процесса, повышении уровня мотивации обучающихся к
образованию, способствовать формированию устойчивой потребности обучающихся к
театральному творчеству, к общению с искусством. За годы обучения в школе у
обучающихся сформировано чувство уверенности в достижении положительного результата.
Выпускник школы - это эстетически развитая, эмоциональная, интересная, креативная
личность. Он умеет и любит музицировать, может на практике применить полученные
знания, умения, навыки; имеет устойчивый интерес к общению с искусством и приобретению
17

новых знаний, способен нестандартно мыслить и принимать самостоятельные решения, готов
к творческой деятельности и осознанному выбору будущей профессии.
Помимо
реализации
общеразвивающей
программы
ДШИ
ведется
культурно-просветительская работа, решаются задачи воспитания и образования детей и
родителей. Процесс обучения не может идти в отрыве от воспитания. Учебная и
воспитательная работа тесно связаны между собой. Внеклассная работа является одним из
определяющих факторов в образовании детей, способствующих развитию личности, как в
интеллектуальном плане, так и в нравственно-эстетическом. Привлекая детей к участию в
различных творческих мероприятиях, выставках, выступлениях Учреждение дает
возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу.
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ является:
 развитие творческих способностей обучающихся;
 приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства;
 пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоев населения;
 приобщение их к духовным ценностям;
 выявление одаренных детей.
Задачи:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального
самоопределения и творческого труда детей;
- поддержка
высокого
уровня
исполнительского
мастерства
детских
и
педагогических творческих коллективов ДШИ;
- пропаганда
лучших
образцов театрального и музыкального искусства средствами
детско–юношеского концертного исполнительства;
- организация содержательного досуга обучающихся ДШИ, детей и подростков города;
- социальное партнерство с образовательными учреждениями города.
Содержание программы творческой и культурно – просветительской деятельности
направлено на:
- развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим и культурным ценностям;
- совершенствование исполнительского мастерства обучающихся, посредством участия в
конкурных и концертных мероприятиях;
- профилактику асоциального поведения;
- взаимодействие преподавателя с семьей.
Основные направления творческой и культурно - просветительской деятельности.
Общешкольные, территориальные, областные мероприятия:
- участие в конкурсах исполнительского мастерства различного уровня, мастер-классах,
творческих проектах;
- участие в тематических вечерах, отчетных концертах школы;
- участие во внеклассных мероприятиях;
- посещение концертных мероприятий города, области.
Праздничные мероприятия:
- участие в концертных, театрализованных, музыкально – развлекательных программах,
18

таких как «Все к нам!», «Палитра искусства» и др.;
- участие в тематических вечерах;
-участие и посещение лекций, музыкальных бесед, концертов солистов, детских и
преподавательских исполнительских коллективов.
Работа с родителями:
- просветительская работа среди родителей по вопросам художественно-эстетического
образования и воспитания детей в форме родительских собраний, тематических бесед,
концертных мероприятий школы.
Работа с родителями в ДШИ направлена на создание атмосферы доверия,
сотрудничества, взаимного уважения и взаимопомощи.
Информационная работа:
- разработка сценариев музыкальных праздников, концертов;
- публикации в средствах массовой информации, на сайте школы;
- оформление классных и школьных стендов с фотографиями и итогами проведенных
мероприятий;
- работа по повышению статуса и имиджа ДШИ;
- социальное партнерство.
В ДШИ создана ситуация успеха для развития способностей каждого обучающегося,
условий для творческой самореализации преподавателей.

Программа методической деятельности
Методическая работа – основной вид образовательной деятельности,
представляющий собой совокупность мероприятий проводимых администрацией школы,
преподавателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы,
творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых наиболее
рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и
обеспечения образовательного процесса.
Цель методической работы
–
создание единого образовательного пространства,
обеспечивающего «сквозное» решение педагогических задач и индивидуализирующее
образовательный путь обучающегося в условиях обучения по общеразвивающим программам.
Задачи:
- обеспечение качественных изменений в ДШИ и содержании методической работы;
-предоставление
каждому
участнику
образовательного
процесса
возможности
самоутверждения в наиболее значимых для него сферах, обеспечение личного роста;
- повышение педагогического мастерства, распространение, обобщение и внедрение
передового педагогического опыта;
- повышение педагогической квалификации работников;
-формирование у преподавателей потребности к занятию самообразованием через участие в
творческих группах, аттестацию, проведение творческих отчетов, открытых уроков;
- повышение качества образования посредством использования в работе новых
информационных, музыкально – педагогических технологий;
- создание условий для раскрытия способностей и творческого потенциала обучающихся;
- оптимизация форм распространения опыта школы (публикации, презентации, СМИ и т.д.);
19

Основные направления:
 направление – аналитическое, с целью подготовки педагогического коллектива к
эффективной деятельности, включает в себя:
- изучение потребностей педагогических кадров в повышении квалификации;
- анализ информации о результатах диагностических и мониторинговых исследований
учебно-воспитательного процесса;
- анализ эффективности повышения квалификации педагогов.

направление – организационно-педагогическое, направлено на обеспечение
непрерывности профессионального
образования преподавателей, состоящее из
следующих компонентов:
- планирование и проведение методических мероприятий на школьном,
территориальном уровнях;
- организация и координация работы методического совета;
-формирование
банка
педагогической
информации
(нормативно-правовой,
научно-методической, методической и др.);
- организация взаимодействия с ССУЗами, ВУЗами;

направление–учебно - методическое, направленное на методическое
сопровождение деятельности преподавателей по созданию условий эффективной
педагогической деятельности:
- прогнозирование;
- выявление и распространение образцов педагогической деятельности;
- составление учебных, учебно-тематических планов и программ по предметам;
- участие в аттестации педагогических работников.
Вся методическая работа ДШИ ведется по планам и направлена на качественное
обеспечение образовательного процесса и успешную его реализацию, а также на повышение
квалификации и профессионализма преподавателей.

Профессиональное развитие и повышение квалификации
педагогических работников.
Основным условием формирования и наращивания необходимого и
достаточного кадрового потенциала ДШИ является обеспечение в соответствии с новыми
образовательными реалиями и задачами адекватности системы непрерывного
педагогического образования происходящим изменениям в системе образования в целом.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается
прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 36 - и часов, не реже чем
один раз в три года в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной
деятельности.
Обеспечение непрерывности профессионального роста преподавателей, состоит из
следующих компонентов:
* планирование и проведение методических мероприятий на школьном,
территориальном уровнях;
* участие в областных, всероссийских семинарах и конференциях;
* организация и координация работы Методического совета;
20

* организация наставнической деятельности;
* формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой,
научно-методической, методической и др.);
* аттестация педагогических работников;
* творческая деятельность преподавателей.
Прогнозируемый результат
Создание в ДШИ ситуации успеха для развития способностей каждого
обучающегося, условий для непрерывного повышения уровня профессиональной
компетентности преподавателей и совершенствования их творческой и педагогической
деятельности. Внедрение новых образовательных технологий, в том числе развивающих,
здоровьесберегающих, информационных приведут к обновлению содержания образования
и технологии обучения в условиях современного социального заказа, повысят качество
образования и авторитет школы.
VIII. Требования к условиям реализации программы
Материально - технические условия ДШИ обеспечивает возможность достижения
обучающимися
результатов,
предусмотренных
общеразвивающей
программой.
Материально - техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным
нормам, нормам охраны труда. В школе соблюдаются своевременные сроки текущего и
капитального ремонта. Минимально необходимый для реализации общеразвивающей
программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально технического обеспечения соответствует профилю общеразвивающей программы.
Условия, созданные в МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» для реализации общеразвивающей
программы:
Средства обучения
- материальные: наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными
станками, ковриками; качественное освещение в дневное и вечернее время; костюмы для
концертных номеров; музыкальные инструменты (фортепиано);музыкальная аппаратура.
 наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, настенные
иллюстрации;
 аудиовизуальные: слайд - фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

21

Приложение 1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной общеразвивающей программе
«Основы театрального искусства»

Исполнительская
подготовка
1.1
Театральные игры
1.2
Художественное слово
1.3
Основы актерского
мастерства
1.4
Танец
1.5.
Вокальный ансамбль
2
Теория и история
искусств
2.1.
Слушание музыки и
музыкальная грамота
2.2.
Беседы об искусстве
Аудиторная нагрузка
Всего количество контрольных уроков,
зачетов
1

521

5

6

7

3–й класс

4

Распределение по годам
обучения

2-й класс

3

Итоговая
аттестация
(полугодие)

1-й класс

2

Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)

Зачеты

Групповы
е занятия

1

Структура и объём ОП

Аудиторные занятия
(в часах)

Зачеты,
контрольн
ые уроки

Максимальная
учебная
нагрузка

Мелкогру
пповые
занятия

Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и
разделов

Трудоемк
ость в
часах

Срок обучения – 3 года
Индекс
предметных
областей, раздел
учебных
предметов

8

9

10

Количество недель аудиторных
занятий

521

34
35
35
Недельная нагрузка в часах

382
69
104
35

69

104
70
139

104

2
2,4
-

4
6
6

70

2,4
4

6
6

104

2,4

6

1

1

1

35

-

6

4

5

1
6

8

7

104
35

104
35
521

1
1
-

1
1
-

1
1

1
1
1
1
1
Недельная нагрузка в часах

Учебное время
Промежуточная/итоговая аттестация

1

2

3

4

5

Каникулы

10 неделя

9 неделя

8 неделя

7 неделя

6 неделя

5 неделя

III четверть

4 неделя

3 неделя

2 неделя

1 неделя

11 неделя

10 неделя

9 неделя

8 неделя

7 неделя

6 неделя

II четверть

5 неделя

4 неделя

3 неделя

2 неделя

1 неделя

10 неделя

9 неделя

8 неделя

7 неделя

6 неделя

5 неделя

I четверть

4 неделя

3 неделя

2 неделя

1 неделя

9 неделя

8 неделя

7 неделя

6 неделя

5 неделя

4 неделя

3 неделя

2 неделя

1 неделя

класс

Приложение 2

График образовательного процесса МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс» для обучающихся
по дополнительным общеразвивающим программам в области искусств

IVчетверть


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».